На днях наконец посмотрел фильм, который давно уже вызывал у меня жгучий интерес и любопытство.
Ну, во-первых, это Булгаков.
Во-вторых, это «Мастер и Маргарита».
В-третьих — сложная и интригующая сама по себе история создания и выпуска фильма.
В-четвёртых, это актёрский ансамбль, просто перечислю:
Михаил Ульянов,
Валентин Гафт,
Александр Филиппенко,
Лев Дуров,
Анастасия Вертинская,
Спартак Мишулин,
Виктор Павлов,
Евгений Весник, Раков, Куравлёв, Козаков, Гармаш, Бурляев, Крачковская, Иванова, Брондуков, Захарова, Верник… (не по ранжиру, просто перечень).
Сразу скажу — фильм ожиданий не оправдал. Никакой звёздный ансамбль не в состоянии перекрыть отсутствие режиссёра. Первое определение жанра приходит само — водевиль. Но водевиль без «музыки, песен, интриги и танцев». То есть скучный водевиль. Набор сцен, бегущих друг за дружкой без всяких разбивок и пауз — эдакий конспект содержания романа с иллюстрациями самых «знаковых» сцен. Как покет-бук или реферат из интернета для быдло-зверькового экзамена.
Собственно, о режиссуре больше говорить нечего, её нет.
Можно говорить об актёрских работах.
Ульянов (Пилат) был гениален всегда, это без вопросов.
Филиппенко (Коровьев) шикарен. Филиппенко фонтанировал. Филиппенко — главный актёр этого фильма и главное открытие. В кино у него мало подобных ролей, жаль, что фильм пролежал на полке так долго. Для него плохо, потому что он гениален, и в данной роли — в особенности.
Гафт (Воланд) старался. Увы, это очень заметно. Минимум глубины, максимум — хлопотания мордой. Хотя и это — профессионально, талант не пропьёшь.
Раков (Мастер) хорош. Он вообще хороший актёр, но ему то ли не везёт, то ли чего-то не хватает. По жизни. Не фартит. А актёр хороший.
У Гармаша (Бездомный) была одна из лучших ролей в карьере. Увы. Поздно.
Анастасия Вертинская (Маргарита) — самое большое разочарование. Такое ощущение, что режисссёр хотел снять Терехову, но не срослось, и Вертинской поставили задачу её заменить. В результате получилась пародия. На Терехову. Но не на Терехову из Тарковского «Зеркала», а на Терехову-Маньку Облигацию. Несмешная, вообще-то пародия. Грустная. На ум приходила цитата из «Кабаре» о героине Лайзы Минелли: «В тебе столько же от роковой женщины, сколько в сосательной конфете!».
Остальные актёры-звёзды исполняли номера, особо ничего не попортили, но и откровениями не блистали. Массовка.
В общем, вывод таков: этот фильм имел «сложную судьбу» не потому, что проник в «запретную» тему и подпал под проклятие романа, а потому что роману было стыдно. То есть, если бы этот фильм вообще никто не увидел, то никто бы от этого ничего не потерял.
На этом фоне фильм (вернее, сериал) Бортко остаётся лучшей экранизацией «Мастера и Маргариты». Лучшей на фоне ничего. И это удивительно. «Мастер и Маргарита» — клондайк для киношных режиссёров, но никто этот клондайк до сих пор не вскрыл и не использовал. «Проклятие тёмных сил»? Чушь собачья! Некому в России его экранизировать — это ближе к правде. Нет никого, кто мог бы соответствовать гению Булгакова. У Бортко получился суррогат, и именно поэтому «тёмные силы» ему это позволили и «проклятие» не сработало — пустое место того не заслуживает. Бортко вообще-то повезло. Один раз. Он снял ШИКАРНЫЙ фильм «Собачье сердце». Реально хороший фильм. Гениальный для Бортко. Но это была его верхняя планка. «Идиот» по Достоевскому и «Мастер и Маргарита» были сняты уже НЕгениально, потому как уровню режиссёра не соответствовали. Не дотягивали. Нет, работы режиссёра не дотягивали, а не Достоевский с Булгаковым. Но смелость (и наглость) Бортко в попытке «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» впечатляет и вызывает уважение — хотя бы в том, что сумел избежать пародии и порнографии. А вот Кара не смог. Увы.
Если честно, то мне всегда было интересно — а кто-нибудь когда-нибудь сможет экранизировать такие странные литературные вещи, как «Хоббита-Властелин колец» и «Мастера…». Первое, как мне кажется, случилось (и это чудо), второе, увы, пока не произошло.















Маньку-облигацию играла Удовиченко. А фильм да, средненький.
Меня уже просветили в ЖЖ… смотрел фильм ещё в прошлом тысячелетии и был абсолютно уверен, что там Терехова… 🙂
[странные литературные вещи, как «Хоббита-] Питер Джексон, к счастью, согласился замкнуть цикл Толкиена съемками «Хоббита». Идут съемки. Жду с нетерпением. Если будет хотя бы на хуже «Властелина…», то можно складывать в личную фильмотеку, как «фильм на все времена».
А по M&M Кары? Согласен на 100%. От огорчения даже смотрел вполглаза.
Да, Хоббита очень любопытно посмотреть.
согласен с вами полностью, но вот задумался о российском (советском) кино после перестройки, а точнее конец 80-х, 90 годы, и о режисерах, которые в советское время снимали фильмы, которые были эталоном качества режиссуры.
Тот же Рязанов, Михалков, Данелия, Бортко ( Собачье сердце). И такое впечатление, что людей просто заменили.
Рязанов — ни о чем, Данелия(не снимает — молодец), Михалков-тут все понятно, и Бортко «Мастера». Я польского » мастера » смотрел меньше на перемотке, чем Российского- за Бортко стыдно. Может, если Путин еще лет 12 президентом останется — наши режиссеры начнут снимать «Кино». Или надежды уже нет?
Ну да, разве что такая польза от Путина будет — при Брежневе в противовес застою, кино было хорошее 🙂